О Евгении Казанцеве
и диске «Прошлогодние разговоры».
(полная версия – в буклете диска и на http://music.josweb.ru/Kazantsev/)
Дорогие друзья.
Альбом инструментальной музыки «Прошлогодние разговоры» издан
чаяниями и стараниями Александра Чиненкова
а также добровольных финансовых спонсоров. Диск записан в 1996 году
инструментальной группой «Ласточка» в составе: Алексей Бортничук
(гитара), Евгений Казанцев (бас), Андрей Надольский
(барабаны), Борис Хушвахтов (ритм-гитара).
В переводе с латинского, слово «медитация» означает
«размышление, обдумывание». Лишь с конца 19-ого века это слово стало
ассоциироваться с формами медитации, распространенными на Востоке. Альбом
«Прошлогодние разговоры» наиболее точно отвечает первоначальному значению этого
слова.
Гибкие формы композиций, не разделенные на строгие составные
части, непредсказуемые инструментальные фразы — всё это на самом деле оставляет
ощущение непрекращающегося неспешного разговора, в котором есть возможность
выслушать собеседника и высказаться самому, а можно и просто молчаливо поприсутствовать.
На фоне радио-господства выхолощенных поп-стандартов этот альбом
не подавляет восприятие клишированными мелодиями и конструкциями, но оставляет
место для личного вовлечения слушателя в беседу музыкантов.
Возможно, самой отличительной особенностью этого альбома
является то, что он дает возможность слушателю побыть с самим собой наедине.
Что может быть более ценно?
Название «Прошлогодние разговоры», на мой взгляд, очень точно
выражает суть данной пластинки. Во-первых, это тот способ музицирования,
который сейчас встречается редко — некое «психоделическое
камлание». Музыкальная тема, строго говоря, отсутствует, зато есть
«состояние», трактуемое каждым музыкантом предельно «честно» и свободно, не
разрушая единый образ выбранного всеми чувства. Лучше чем «разговор», такое не
назовёшь. «Прошлогодние», эти «разговоры», думаю потому, что в них можно
услышать и медитацию 70-х, и театр конкретных шумов 80-х, и т.д...
Простота гармонии и формы даёт возможность общаться легко и искренне, музыканты
делают это в равной степени прекрасно, хотя, конечно, чувствуется лидерство
Евгения Казанцева — обладая очевидно наибольшим музыкальным опытом (и в силу
образования, и в силу профессиональной карьеры), он берёт на себя основную,
«несущую» функцию. Пластинка представляет собой прекрасный пример создания живого
музыкального существа — ансамбля, того, к чему стремятся все настоящие «групповые»
музыканты.
(Из аннотации к диску)
Воткнул в комп диск Казанцева и
«Ласточек» — с первых аккордов затянуло — этакий
приятный Роберт Фрипп. Ощущается гитара Бортничука времен работы с Мамоновым.
Спасибо. Люблю такую музыку.
Буду всем рекомендовать.
— ...У нас Евгений Казанцев играет, один из лучших басистов страны, если не лучший. Он воспитал молодого по
нашим меркам барабанщика Андрюшу Надальского. Поэтому
мы очень спокойно себя чувствуем, полное взаимопонимание. С Женей Казанцевым мы
с молодых лет приятели, когда он еще играл за ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ, ДИНАМИК, с
Кобзоном играл. Удивительный человек, это счастье, что он с нами...
(Из интервью 1995 г.)
— ...должен сказать, что вообще работа с таким Мастером, каким
был Женя, это — одно из исполненных мечтаний и, думаю, не только моих.
Действительно, того «количества музыки», которое содержалось в абсолютно любой
партии, придуманной или трансформированной Казанцем,
хватало для того, чтобы получить совершенно цельное художественное впечатление.
Бас-гитаристом
он стал по необходимости, так случилось, до этого он был клавишником
(по образованию — дирижёр-хоровик). В 1972 году попал
в «Весёлые Ребята», и пошло, поехало.
О, какой это был глубокий, настоящий человек! Какой это был
профессионал-музыкант! Женя уходил и приходил в «Весёлые Ребята», бывал в
«Самоцветах», «Голубых Гитарах», работал с Иосифом Кобзоном, Аллой Пугачевой.
1979—1980 годы — блестящий период работы в группе «Карнавал», где соединились супермузыканты-творцы: В. Кузьмин, А. Барыкин, Е. Казанцев,
В. Болдарев, но продержались они недолго: «совок»
сделал свое дело.
Снова мы встретились в 1982 году в группе «Рецитал»:
я убедил Аллу Пугачеву в том, что коллективу необходим Евгений Казанцев, а
потом мы вместе оттуда и ушли, — не смогли выдержать рутинной работы, атмосферы
выездного коллектива.
После «СВ» Е. Казанцев работает в группе Петра Мамонова «Звуки Му».
— ...В студии, оборудованной в подвале на
Студенческой 39, появились Женя Казанцев и Юра Хэнк (Кистенёв) — и группа заиграла, с моей точки зрения, обалденно, намного лучше, чем старый состав «Звуков».
Ритм-секция стала не только железобетонно-надёжной, но и творческой единицей.
Играя на бас-гитаре, Женя как бы создавал какие-то
подводные волны, от которых я лично тащился по полной программе.
Когда по финансовым
причинам с подвалом на Студенческой 39 пришлось расстаться, Мамонов купил себе
дом в районе Вереи — и студия «Звуков Му» переехала
туда. По иронии судьбы в 78-м году я шабашил в деревне
Ревякино, находящейся примерно в километре от
нынешнего «домика Петра». В этом домике были записаны «Грубый Закат» и «Жизнь
амфибий, как она есть».
— ...Был у меня такой человек — мой самый близкий друг Евгений
Федорович Казанцев, знаменитый бас-гитарист московский. Он ушел два с лишним
года назад от туберкулеза. Как половину меня вырвали...