ООО «ArtBeat» представляет

«Плывет Лебедушка» –

новый альбом Алекса Ростоцкого

 

Алекс Ростоцкий — обладатель самой впечатляющей дискографии в российском джазе, автор, продюсер, композитор, исполнитель более чем на 25 альбомах, вышедших под его именем... Но разве количество что-то говорит о качестве? Каждая следующая работа Ростоцкого — это новая концепция, поворот стилистики, новое звучание, новый состав и подход. Басист, клавишник, вокалист, композитор, аранжировщик, — трудно сказать, какая ипостась Ростоцкого основная; поэтому и проекты его стоят в российском джазе особняком — уж очень они не такие, «как у всех».

Важнейшая черта музыкальных проектов Алекса Ростоцкого — их «всемирность». Элементы разных музыкальных культур — Африка, Индия, Ближний Восток, джаз-рок, электроника, академическая классика, русский фольклор — могут органично соединяться не только в одном альбоме, но и в одной пьесе. Эта поликультурность, полиэтничность — не редкость в world music (где, собственно, является основным принципом музыкального языка), но не слишком часто встречается в джазе. А партнёры Ростоцкого — музыканты, в основном, джазовые.

Сборник, который вы держите в руках — своеобразный документ одной из граней поликультурности музыки Ростоцкого. Для альбома «Плывёт лебёдушка» он выбрал из своих записей XXI века девять треков, связанных с «русской темой». Их у него гораздо больше: например, его альбом «Прогулки с Мусоргским» (2006) целиком посвящён джазовым и симфо-джазовым прочтениям материала одного из крупнейших русских композиторов XIX в. Но в этот сборник вошла не композиторская музыка, а собственные сочинения Алекса, построенные на мелодике русского песенного фольклора и — в семи треках из девяти — на подлинных текстах народных песен.

Не следует искать в этой музыке ни этнографической документальности, ни упрощённых «популярных» прочтений. Здесь всё непросто. Узнаваемые мелодико-гармонические обороты славянского фольклорного искусства сочетаются то с электронными ритмами, то с острой перкуссией Индии, то с почти академическим симфонизмом, и всё это пронизано протяжёнными джазовыми инструментальными разработками. Прежде всего нужно выделить искушённую игру постоянного партнёра Ростоцкого в его «мировых» проектах 2000-х годов — легендарного трубача и флюгельгорниста Юрия Парфёнова, крупнейшего среди наших импровизаторов специалиста по музыкальной ориенталистике, интонациям Востока (что и неудивительно: он впервые прославился ещё на советской сцене в конце 1970-х, играя «ориентальный» джаз-рок с легендарной ташкентской группой «Бумеранг»). Сильные соло джазового характера играют и другие участники записей разных лет — гитарист Павел Чекмаковский, тенорист Сергей Головня и др.

Особая изюминка сборника — вокальные партии. Академические вокалистки Анна Соколова и Елена Романова, целый камерный хор (дирижёр Вячеслав Симонов) и пряная «приправа» — индийский вокал перкуссиониста Кешаба Канти Чоудхури заставляют разные треки сверкать самыми разнообразными звуковыми гранями; но самый экзотичный элемент звукового решения подборки — это пение самого Ростоцкого. У него есть определённый вокальный опыт (в конце концов, он много лет был певчим в православном храме), но его пение не играет в звуковой панораме альбома традиционной «вокальной» роли — скорее, это часть инструментальной аранжировки, тем более, что чаще всего Алекс поёт через вокодер, что придаёт его голосу то мистическое, то романтичное, то слегка ироничное звучание экзотичного синтезаторного тембра.

Всё вместе даёт необычный эффект, в котором можно, конечно, вычленять те или иные стилистические элементы, но вряд ли нужно: это не вполне джаз, совсем не рок, определённо не этнографический фольклор и не шаблонная «мировая музыка» — это глубоко индивидуальная музыка Алекса Ростоцкого, которая в этом сборнике повёрнута к слушателю узнаваемо русской гранью.

 

Кирилл Мошков, главный редактор журнала «Джазу»

 

Год записи: 2012 / Год релиза: 2012

Каталожный номер:  AB-CD-10-2011-008. Штрих-код:  1977721673020 .

1 компакт-диска.

 

1.Плывет лебедушка

2. Как во городе было во Казани

3. Ой, ты поле моё

4. Давно сказано, давно баяно

5. Кривичи

6. Звонили звоны в Новгороде

7. Колыбельная

8. Как за речкою

9. По грибы, по ягоды пойду…

 

Буклет: на двух языках (русском и английском), к каждой пьесе – авторская аннотация.

Издатель: OOO «ArtBeat»